Успех в гонке основан на командной стратегии. В команде West McLaren Mercedes сотни людей задействованы в достижении победы на Гран-При. Многие из них остаются в тени, работая на базе в Уокинге. Но есть несколько парней, которые непосредственно принимают участие в гонке. Именно они осуществляют обслуживание болидов во время пит-стопа. Каждую гонку в течение нескольких секунд их работу наблюдают миллионы телезрителей. Одна секунда, потраченная впустую во время пит-стопа, может стоить победы, что прекрасно продемонстрировало Гран-При Люксембурга 1998 года, когда Мика Хаккинен благодаря великолепной работе своих механиков сумел опередить Михаэля Шумахера из Ferrari. Ошибки на пит-стопе могут привести не только к потере времени, но и к возникновению пожара. Этого никогда не случалось в McLaren'е, но было несколько случаев в других командах. Каждый гоночный уик-энд механики тренируются в проведении пит-стопа. Обычно тренировки проводятся днем в четверг и утром в воскресенье. Мы попросили Дэвида Култхарда, чтобы он помог восстановить картину типичного пит-стопа команды Mclaren. За 1 круг до пит-стопа Стратегия гонки подробно обсуждается в субботу вечером и в воскресенье утром. Так что перед гонкой Дэвид примерно будет знать, когда необходимо сделать пит-стопы. Однако, из-за погоды и автомобиля безопасности гоночные инженеры могут изменить первоначальный график остановок. "Вы знаете первоначальный план, когда необходимо останавливаться,- говорит Дэвид, -и вы знаете, что скоро придется это сделать. Иногда план меняется, о чем по радио мне сообщает мой инженер Пэт Фрай. Вскоре он зазывает меня на пит-стоп до тех пор, пока не я отвечу, что заезжаю." Правилами запрещено нахождение механиков на пит-лэйне, если пилот их команды не собирается заезжать на обслуживание, поэтому они получают распоряжение о подготовке пит-стопа за 30-40 секунд до заезда пилота. Они выходят из боксов, вынося прогретые колеса в специальных грелках-чехлах. Они будут развернуты лишь за несколько секунд до начала обслуживания болида, чтобы команды-соперники не смогли заранее узнать о типе устанавливаемых шин. Главный механик Стив Кук регулирует давление в шинах по указанию гоночных инженеров пилотов. Этот человек полностью отвечает за 12 комлектов шин обоих пилотов. Правилами ФИА оговорено максимальное количество комплектов резины, которое может быть использовано одним пилотом в течение одного гоночного уик-энда. Нельзя перепутать комплекты Мики и Дэвида, так что работа у Стива напряженная. За 10 секунд до пит-стопа (болид въезжает на пит-лэйн) Несмотря на потверждение по радио, все еще имеется вероятность того, что Дэвид заедет на пит-стоп не на этом круге, до тех пор, пока он не свернет на дорожку, ведущую на пит-лэйн. Ключевая работа пилота в этот момент сводится к сбросу скорости, чтобы избежать превышения разрешенных в зависимости от трассы 80-120 км/ч. С другой стороны, ему нельзя ехать слишком медленно, иначе он потеряет уйму времени. В этот момент помогает ограничитель скорости. Но он бесполезен, если пилот забудет его включить. "Я попросил, чтобы мне напоминали об ограничении скорости, когда я въезжаю на пит-лэйн. Это мое пожелание, потому что из-за всех этих ремней и различных подтяжек есть вероятность что я об этом забуду. Есть кнопка, которую я нажимаю, когда перехожу на вторую передачу. Она же приводит в действие механизм откидывания крышки топливной горловины." За 3 секунды до пит-стопа (болид приближается к боксам) Следующая задача Дэвида - найти свои боксы. Это не столь глупо, как звучит. Бывали случаи, что пилоты по ошибке останавливались в чужих боксах. Очень важно, чтобы он остановился в точно заданном месте. Несколько лишних сантиметров в какую-либо сторону, и механикам с колесами и топливным шлангом придется терять драгоценные секунды на свое перемещение. "Когда я приближаюсь к боксам, первым делом ищу Майкла Неглайна, стоящего с табличкой и показывающего мне, где парни. Затем я наблюдаю за работой механика, меняющего переднее правое колесо. Его зовут Фил Уильямс по прозвищу "Шэдвелл" ("Большая Селедка"). Его руки я вижу лучше, чем передний домкрат. Очень важно знать, где гайковерты, поскольку я не вижу носа болида. Поэтому я ищу руки, и наблюдаю за их работой." Оба пилота команды тренируются в заезде на пит-стоп в течение пятничной и субботней практики, а также во время воскресной прогревочной тренировки. Пит-стоп: 00:00 Дэвид переводит трансмиссию в положение "нейтраль" и держит ногу на тормозе. Как только болид останавливается, начинает кипеть работа возле него. Сначала в работу вступают четыре механика с пневмогайковертами. Иногда им удается открутить гайки с колес за 0,2 секунды. Затем они отклоняются назад. Пит-стоп: 00:01 Механики с гайковертами приступают к работе даже прежде, чем другие поднимут болид на домкратах. Заправщик Стив Морроу должен суметь присоединить шланг к заправочной горловине в течение полутора секунд, при этом крышка горловины должна быть давно уже открыта кнопкой ограничителя скорости. На своем плече Стив держит большой шланг, который во время заправки весит до 40 кг. Парни дали ему прозвище "Форклифт" ("Автокар"). Хоть Стив и сильный, но шланг во время заправки настолько неуправляем, что ему приходится помогать Питеру Валу. "Они очень крепки и сильны,- говорит Дэвид Култхард, -Их работа очень важна, именно благодаря им можно выиграть время." Заправка может длиться от 7 до 10 секунд в зависимости от стратегии гонки. Если будет всего одна остановка, то на более длинную дистанцию потребуется гораздо больше топлива. Но если Дэвид поедит с двумя-тремя пит-стопами, то топлива придется заливать меньше, а значит, остановки будут более короткими. Пит-стоп: 00:02 Как только топливный шланг подключили, а парни с гайковертами отклонились назад, в работу вступают механики, снимающие колеса. Все четыре колеса должны быть сняты на отметке 2,5 секунды. Затем очередь за механиками, одевающими колеса. Тем временем со стороны заправщиков к Дэвиду наклоняется координатор команды Джо Рамирес и протирает ему забрало шлема. Эта процедура особенно важна во время дождевых гонок, когда грязь налипает на шлем, тем самым ухудшая видимость пилотам. "Когда Джо протирает мне забрало, я ничего не вижу,- комментриует Култхард, -Я всегда шучу с ним, что, когда мы едем с двумя или тремя пит-стопами, время для остановки очень мало, а он с возрастом не становится быстрее! Одна остановка- не проблема, но мне нужно, чтобы он отошел побыстрее, поскольку должен видеть табличку." Пит-стоп: 00:03 Колеса должны быть поставлены на болид на отметке 3,5 секунды. Механики, ставившие их, отходят, их место занимают парни с гайковертами, которые закручивают гайки на колесах, после чего поднимают руку - сигнал о завершении замены. Пит-стоп: 00:04 Когда все четыре колеса заменены, болид снимается с домкратов. Теперь все в ожидании, когда завершится заправка. "Форклифт" держит шланг, пока то количество топлива, которое расчитали гоночные инженеры, не будет залито в болид. Чем больше топлива, тем больше времени потребуется для заправки. О завершении этого процесса Стиву сообщат сигнальные огни в его защитном шлеме. Роджер Дафф во время заправки дежурит возле заправочной машины и готов ее остановить в любой момент в случае утечки топлива или при какой-нибудь другой проблеме. Заправочные машины - высокотехничное оборудование, но оно не безошибочно. Возле команды механиков на пит-стопе всегда находится пожарник Дрю Миллер. Пит-стоп: 00:05,5 Майкл Неглайн, механик с табличкой, дает Дэвиду команду включить первую передачу (надпись "1st Gear" на табличке). Эта команда также означает, что топливо практически полностью залито. Дэвид включает первую передачу и ждет команду "Пошел". "Вы привыкаете к определенному периоду времени. И если остановка длится хотя бы на секунду дольше, это чувствуется. Вы легко понимаете, когда пит-стоп прошел отлично, а когда неважно. Хорошая вещь - расслабить во время остановки тело, ведь оно во время гонки все время подвергается нагрузкам, даже на прямых участках трассы. Тем не менее, я ни в коем случае не жду пит-стопа специально для отдыха." Пит-стоп: 00:06,5 Если это гонка с несколькими остановками, заправка будет длиться приблизительно 7,5 секунд. Шланг убирается, в это время Пол Кэнн вытирает подтеки топлива на корпусе болида. У него совсем мало времени, поскольку, как только "Форклифт" со шлангом отойдет, Неглайн поднимет табличку, что является сигналом пилоту покинуть боксы. Дэвид должен быть способен начать движение в течение 0,3 секунды после снятия заправочного шланга. Выбор времени очень напряженный. Если болид тронется слишком рано, то могут возникнуть проблемы со снятием шланга. С другой стороны, каждая потраченная впустую секунда может стоить позиции в гонке. Еще одна задача Майкла Неглайна - следить за болидами соперников, двигающимися по пит-лэйну, чтобы не допустить столкновения с ними своего пилота. Пит-стоп: 00:07 Болид уже двигается по пит-лэйну. Ограничитель скорости все еще включен. Дэвид должен не забыть выключить его после проезда границы зоны ограничения скорости. При этом крышка заправочной горловины автоматически закроется. Дэвид возвращается на трассу, а мы скоро узнаем, как повлиял пит-стоп на его позицию в гонке. Новые шины предварительно разогреты, поэтому пилот сразу может атаковать, не забыв принять во внимание то, что болид потяжелел. "Та же ситуация, что и в начале гонки. Многие не понимают, что характеристики болида постоянно изменяются в течение гонки, поскольку топливо тратится, а шины становятся хуже." Тем временем команда механиков спешно готовится к заезду Мики, который прибудет на пит-стоп в ближайшие один-два круга, если только он не останавливался перед Дэвидом. Когда пит-стопы обоих пилотов завершены, механики возвращаются в боксы и начинают готовить оборудование к следующей серии остановок. Иногда бывает, что в течение одной гонки они проводят до шести пит-стопов! Команда механиков обслуживания McLaren Не менее 21 человека участвуют в обслуживании болида во время гонки. Все они, несмотря на разные обязанности, должны быть в отличной форме. Опасность - составная часть их работы, поэтому они все облачены в огнестойкие костюмы и защитные шлемы. Каждый из них помимо работы во время пит-стопа имеет еще "нормальную" работу. Например, водитель грузовика или механик-настройщик. Теперь перечислим полностью состав команды обслуживания. Двенадцать человек заняты на смене колес (по три на каждое колесо), трое заправляют болид, один протирает подтеки, двое управляют домкратами, еще один протирает забрало шлема пилота и еще один дежурит с огнетушителем. За все действие на пит-стопе отвечает шеф-механик Майкл Неглайн, он же во время пит-стопа держит табличку: "На самом деле, подготовка к пит-стопу волнительная вещь, я волнуюсь, что что-то может случиться во время него непредсказуемое."
Hosted by uCoz